Помню, инструктор сказал: «Я тебя не люблю, не подходи больше ко мне, мне для этого требовалось несколько лет, чтобы так сделать», - Елена Гриб о первом катании на серфе.



Лена - обаятельная, веселая, и, на первый взгляд, хрупкая девушка - обладает сильным характером и внутренним стержнем. Создательница бренда oh_ocean сегодня живет  в Индоре (Индия), работает над росписью двух стен и готовит иллюстрации к книге для ашрама. Помимо изображений книга должна включить в себя описание 72-х позиций йоги и их преимуществ и будет служить учебным пособием для студентов ашрама, проходящих трехсотчасовой курс обучения. 

Все иллюстрации для публикации были предоставлены Леной.

Перед отъездом Лены в Индию мне удалось посетить выставку ее работ, представленных в Surf Coffee & Solyanka, и задать несколько вопросов. Полную версию интервью можно прочесть ниже.


Как ты считаешь, важно ли то, откуда человек, из какой части Света, его территориальная принадлежность? 

Наверное, на меня это каким-то образом повлияло, потому что мой город на севере, там все-таки очень суровые условия жизни. И человек уже изначально, когда рождается, приспосабливается к этим условиям. 
И плюс я жила в такой среде: в атмосфере художников, людей, которые, в основном, работали в Европе либо в Америке даже, а потом просто приезжали и у нас там жили семьями (это были русские, они были как-то завязаны с компаниями - там же нефть, газ - финансовая составляющая была хорошая). У нас была большая доступность к искусству всегда, несмотря на то, что это север. Сложился такой круг людей, который всесторонне развит: было интересно поговорить, интересно общаться.

На твой взгляд, что спровоцировало твое развитие в творческой сфере? Семья?

Семья - все инженеры.
Такой толчок к творческому развитию дал мир внутри, скажем так. Когда ты находишь гармонию внутри. Когда ты этим не то чтобы светишься, но несешь в себе эту гармонию, ты начинаешь понимать, действительно что тебе нравится, чем ты хочешь заниматься в этой жизни.  И после этого для меня уже не существовало обратных путей. 

Ты ясно поняла это уже в детстве?

То, чем я сейчас занимаюсь, началось лет 5-6 назад. Детство дало скорее всего базу: я занималась танцами 15 лет, занималась потом в студии спортивной гимнастикой, в художественной школе занималась. И потом был институт архитектурный (строительный). Там уже такая инженерная база закладывалась. А потом как-то я так подумала, что хочется мне делать то, чем я занималась в детстве. И нашла в себе такой внутренний стержень все-таки сделать так.

Ты постоянно живешь в Португалии?

Сейчас у меня такой момент, когда я, возможно, перееду. Я в Индию еду, затем на Бали, после Бали еду на Филиппины, и потом уже можем поговорить, где я буду жить. Потому что на данный момент я между Португалией и чем-то ещё.

Есть ли в твоем сердце, в твоей жизни частичка родного города?

На самом деле, там, где я, там все мое. Все мое - это со мной, это вот здесь, внутри. Я вообще считаю, что каждый человек все свое носит с собой. Но, конечно же, что у меня осталось от Ноябрьска - теплые воспоминания, что-то в душе хорошее, и я знаю, что какой-то у меня есть стержень оттуда, что я вот такая, я сама. Я могу это сделать.

Как начались взаимоотношения с серфом?

Серф начался в Португалии. Затем я была на Шри-Ланке два месяца, и там, скажем так, мой уровень несколько подрос. После этого я опять возвратилась в Португалию и потом уже каталась только в холодной воде.
В Португалии у нас холодная вода. Мы катаемся в гидрокостюмах, толстых достаточно (зимой это 5-ка, летом может быть 3-2), но все равно это гидрокостюм. Там ветра достаточно сильные.

Серфишь ежедневно?

Знаешь, после четырех лет иногда я могу себе такое позволить - сказать: «Вы знаете, сегодня холодно, дождь, и я не пойду, мне некомфортно».
Наверное, так у всех, у тебя есть какое-то первое впечатление: ты этим очень наслаждаешься первый год, второй, третий год, но потом уже все равно приходит какая-то, можно сказать, привычка, от чего мы все пытаемся всегда убежать. Но она приходит, и так как-то: «Нет, сегодня не пойду кататься». Может быть, потому, что становишься сыт этим в какой-то момент.

Ты поселилась в городе?

Балеал - это деревня, маленькая серферская и, наверное, рыбацкая больше. В основном, все местные люди - это, конечно же, не серферы, а рыбаки, над чем мы часто смеемся.

Почему именно эта деревня?

Была первый раз как раз-таки эта деревня. Просто попала случайно. Мы поехали с друзьями в отпуск отдыхать. Я присоединилась к их компании и вот туда попала. Первый раз не почувствовала ничего. Было интересно, как обычное путешествие твое после рабочего года. Но в следующий раз, когда я поехала, я как-то прониклась духом Балеала, что-то меня зацепило. И мне захотелось попробовать дольше пожить здесь. 

И тогда уже был серф в твоей жизни?
Да-да, тогда уже был, начался более менее серьезный: я пыталась кататься каждый день, по несколько раз в день. Тогда я летала туда на каникулы, в Москве работала в архитектурной компании.

Ты жила в Португалии 365 дней в году на протяжении уже нескольких лет. Принимали ли тебя там за свою? 

Нет, конечно. Кто ж тебя там примет за свою. Так не бывает. Мы все иностранцы и всегда будем для них иностранцами, как бы они нас ни принимали. Конечно, они вежливые, приятные. Они радушный народ, тебя всегда приглашают в свой дом, накормят-напоют. Ты чувствуешь себя как дома. Но чтобы тебя приняли за свою - конечно же, нет. Как бы ты не знала язык, все равно будет какое-то слово, которое ты неправильно произносишь. И наверное это как-то на уровне генетики: они борются за свою нацию, очень любят Португалию. «Мы португальцы», - как-то впереди идет.

Это доставляет какой-то дискомфорт?

Да, конечно, доставляет, но я стараюсь об этом не думать. Мы не думаем, не зацикливаемся на этом. Это же мнение человека. Это твое мнение, и хорошо. Ты с ним живешь.

Как решался вопрос с визой, видом на жительство?

У меня был рабочий контракт сначала, и после рабочего контракта я подала документы на вид на жительство. И через какое-то время миграционная служба Португалии его выдала. Вид на жительство лимитирован, на год дается. Потом просто надо продлевать на следующий год, а потом уже можно на два года получить. В общем, уже как захочется дальше.

Часто ли удается приезжать в Москву? 

Нет, не часто. Я практически первый раз здесь. У меня туда, в Португалию, приезжали все друзья и мои родители.

Комфортно ощущаешь себя здесь?

Мне кажется, я за четыре года изменилась несколько. Когда я жила в Москве, я очень любила Москву со всеми пробками, со всеми плюсами и минусами и всегда комфортно себя чувствовала, в своей среде. Но, я думаю, я поменялась, приоритеты поменялись. Мне нравится жить в деревне теперь. Несколько сложно мне сейчас в городе. Но тем не менее Москва прекрасна. Я вижу изменения большие.

Пожалуйста, расскажи о сегодняшней выставке.

На сегодняшней выставке, наверное, представлены лучшие работы за последние год-полтора. В первой части выставки представлены работы по технике блок-принт: (когда ты сам ножичками вырезаешь объект своего рисунка и дальше его переводишь уже на бумагу). Это очень интересный процесс. Меня он цепляет намного больше, нежели просто рисование, потому что здесь тебе не надо только нарисовать, тебе надо сделать, вырезать этот объект. И это меня поглощает. 

На самом деле после трех лет просто рисования я нашла что-то большее. Это какой-то крафт: ты вкладываешь в это не только свое умение рисовать, а силы, действительно чувствуешь глубоко и вкладываешь частичку своего времени, себя. Что-то есть в этом большее, нежели просто рисунок.

Как удалось организовать выставку? Как состоялось сотрудничество с кафе Surf Coffee на Солянке?

Я как-то писала ребятам еще в начале лета, когда я точно знала, в какие даты буду в Москве. Я им сказала: «У меня есть идея организовать выставку на добровольной основе, если вам такой проект интересен, давайте свяжемся с вами и обсудим». Через месяц они мне позвонили: «Да, нам  очень интересно, давай, что, как». После этого мы общались больше по электронной почте. Я им прислала примерные работы. И когда я сюда приехала, мы встретились с ребятами, и все получилось. 
Они также были в Балеале, прекрасно знали, где я живу. Мы на самом деле были в более менее одних и тех же местах, просто никогда до этого не встречались. Они также начинали кататься в Португалии, по крайней мере, Антон, я точно знаю.

Как родилась идея организовать выставку здесь, в Москве?

Я много работаю с Европой, Америкой, Австралией - обычно все зарубежные компании. Мне показалось неправильным, а почему это я никогда не хотела что-то сделать с Россией. Это все-таки моя страна. Мне захотелось просто поделиться с ребятами. Может быть, им это будет интересно. Потому что захотелось какого-то отклика и отношения к работам особенно ребят, кто катается. Мир-то серферский не такой и большой. Мы здесь встречаемся везде, летая в разные части Света. Мы можем встретиться легко, потому что споты все одни, они не меняются.
В Европе я проводила выставку. Она была очень хорошо принята. Всем понравилось то, что было вот в таком формате кафе. Это не какой-то музей, где все достаточно строго и не совсем душевно, как мне кажется, иногда. А в кафе, когда ты просто приходишь попить кофе, пообщаться с друзьями - так же, как мы сюда пришли, посидели, поговорили, кто-то посмотрел работы, им понравилось, обсудили - в таком формате мне очень нравится общение, и ты видишь живые глаза людей, ты видишь действительно какой-то отклик на твою работу.

Какая задача ставилась при проведении выставки сегодня?

В России тоже есть художники, рисующие серфинг. Не только зарубежные, у которых есть споты. Также в России много ребят, кто этим интересуется. Обычно, как я вижу, мы все тянемся к чему-то зарубежному, не нашему зачастую. Хотя это не так, в нашей стране тоже много есть прекрасных ребят, кто рисует. Вижу по инстаграму, кто также занимается темой серфинга, просто они живут на Бали, поэтому здесь о них не знают в России. 
Мы приезжаем в другие страны, мы начинаем интересоваться какими-то художниками местными, местным крафтом, местным производством. А на самом деле у нас в России их тоже очень много.

Задача выставки - познакомить зрителей, показать и сказать, что у нас тоже есть ребята, кто этим интересуется, занимается, это делает, и давайте будем поддерживать свое внутреннее производство в стране. Несмотря на то, что у нас нет океана и мы не катаемся, как-то все равно и у нас развивается серфинг, у нас много талантливых ребят.

Я бы хотела, чтобы это была не только первая выставка, которую ребята проводят. У нас есть много хороших фотографов, кто делает фотографию в воде. Это прекрасно. И, мне кажется, это интересный формат, особенно для ребят, кто этим занимается и интересуется. Это же очень круто - посмотреть фотографии людей, посмотреть их работы, выставки. Также мне сегодня Лена сказала, что у нас есть в Петербурге производство серф-досок, во Владивостоке. Просто я, например, об этом не знала. Не знаю, знали ли Вы, знал ли кто-то еще. Но у нас это есть. Это здорово. У нас тоже есть крафт, какое-то свое производство, где ребята руками делают доски, это же не машинное производство. Это интересно. Надо поддерживать своих.

У тебя есть предпочтения в искусстве, направлениях? Часто ли ходишь на выставки?

Проживая в Москве, я часто посещала их, читала много книжек. Я прям была вся внутри творческой атмосферы. А сейчас уже не так: выборочно та литература, которая мне интересна, мнение людей о предмете фотографии.

Я люблю современное искусство, это правда. Не назвали никак картину, вот что-то показали, и ты поначалу не понимаешь почему, но у тебя есть в этом случае место для твоего воображения, то есть ты создаешь свой арт-объект. 



Например, вот полоски я нарисовала. Вроде как полоски, да? Говоря таким языком. Но если приглядеться, они проведены специальной кисточкой. Когда ты видишь пену у воды, которая разбивается, у тебя потом на воде остаются следы. Это и есть контакт. То есть ты можешь додумать это изображение. Вот это мне очень импонирует.















Я подписана на тебя в ИГ уже довольно давно. Если пролистать ленту (а она начала заполняться с марта 2016 года), то можно отметить, как меняются стилистика, цветовая гамма, сначала были нежные цвета, но разнообразия было больше. К декабрю 2017 года появились иные принты, в начале 2018 года преобладают голубой и черный, черно-белый цвета, характер работ изменился.  Это внутренняя потребность, дань моде? Было ли это чьим-то советом или это твое видение состояния и творчества сейчас? Почему ушел цвет?

Я же рисовала давно, просто у меня никогда не было социальных сетей. И мне, значит, друзья говорят: «Заведи себе Инстаграм, там картинками все делятся. Тебе, возможно, это интересно, и будет отклик на твою работу». Я завела, начала публиковать. И первые работы, они были… наверное, все равно как какой-то поиск с цветом: какой цвет нравится, в каком тебе комфортнее работать. Это все был поиск-поиск-поиск. А потом я поняла, что вообще черно-белый цвет, он, мне кажется, такой универсальный. Если к цвету голубому могут быть какие-то вопросы: например, мне такой оттенок не нравится. Нравится потемнее / посветлее, то  черно-белая - это универсальная такая гамма, в которой мне комфортно работать, и мне кажется, она воспринимается лучше. Голубой цвет (мне нравится этот оттенок) - это океан, такие ассоциации. На данный момент, наверное, так удобнее работать, удобнее, комфортнее я себя чувствую в этом. И опять же черный цвет - он нейтральный. И ты привносишь в это что-то свое, мне кажется. У тебя есть картина, но твоя, например, обстановка комнаты привносит уже твой оттенок, можем сказать, в эту работу.

Как ты пришла к написанию картин (сразу или был переходный период)?  Был ли поиск до этого через материалы и иные фактуры? 

Да. Изначально было масло. Я рисовала маслом. Потом была какая-то акварель, и потом пришли вообще маркеры. Социальные сети, возможно, повлияли. Стали все много рисовать маркерами различными. Они также могут себя показывать на бумаге как акварель, то есть такой очень универсальный маленький предмет. Не надо баночку с водичкой. Удобно, комфортно, и результат, в принципе, очень даже неплохой, и так выходит. Потом просто ручка.  Как-то с набросков все началось.

Набор всегда с собой?

У меня есть черная ручка всегда с собой. Она - всегда. Мне ей комфортно рисовать. Очень, мне кажется, выглядит неплохо даже сразу для печати. А через физическую работу … у меня было такое: очень уважала и любила людей, кто делал все руками. Никогда такое не умела сама делать. Не находила техники, в которой могла выразить себя. А потом увидела, что есть вот такие ножички специальные. Либо ты вырезаешь по специальному мягкому дереву, либо ты вырезаешь по специальному материалу, он выглядит, как линолеум, только мягче. И мне показалось это очень интересным: ты делаешь фактуру. Когда ты печатаешь, у тебя изображение получается неполное, а есть такое с оттенком ретро, скажем так. Даже обычная цветовая палитра ретро тяготит, пленит. Все это мне интересно, и вот такие принты выглядят, как мне кажется, очень даже ретро. 

Когда создается работа, есть ли определенное видение того, что точно будет в результате?

Конечно, бывает такое, что у меня появилась какая-то идея, я быстренько накидала набросок, и, вроде как, получилось. Но, в основном, все это приходит через труд, да. Ты просто рисуешь каждый день, у тебя есть какой-то навык, потом у тебя появляется твоя линия, появляется свой стиль. И после этого ты уже как-то что-то вырабатываешь. Не каждая же работа получается хорошей для печати, например, хорошей для того, чтобы можно было показать. За каждой напечатанной работой есть миллион не опубликованных. И в которых вроде что-то есть, но чего-то не хватает, да? Поэтому все равно это только практика.

Каждая работа сделана вручную? 

За исключением вот пяти работ - это digital - на компьютере я их нарисовала в иллюстраторе (в программе) и потом просто на бумаге напечатала. 

Придет ли в жизнь компьютер таким образом, что искусство посредством человеческой работы просто исчезнет и останется только компьютерная работа? 

Я думаю, что это время уже пришло. И оно, как я вижу, идёт в обратную сторону. Все также было - это digital. Все стали очень им увлекаться, рисовать. А потом все равно крафт цепляет больше людей: сделано вручную. Сейчас ты выбираешь карандаш или apple-карандаш - вот такой вопрос стоит всегда. Меня уже больше тянет к обычному карандашу, и к какой-то ручной работе. Это цепляет. Ты вкладываешь в это намного больше своего. 

Есть ли привычка заходить в арт-магазины и узнавать что-то новое: знакомиться с новыми материалами, техниками?

Ну, вот пока именно с материалами - не совсем. Я сейчас осваиваю шелкографию. Видишь, меня опять тянет к такому крафту, что я могу дома создавать сама. Это же тоже такой интересный процесс, когда ты переводишь изображение с помощью света на шелк. У тебя есть рамка, на ней шелковая ткань, которая прикреплена к этой рамке. Ты выкладываешь свое изображение в черном цвете. Соответственно, зеркально чтобы оно было. Черный цвет должен быть специальным: очень темным, чтобы не просачивался свет внутрь. Потом наносишь специальную жидкость, на которую кладешь свое изображение, и включаешь свет над экспозицией. Ты ждёшь 10-15 минут. Твое изображение, где черное, сохраняется жидкое, не затвердевает. Все остальное затвердевает. Потом ты все смываешь водой, у тебя появляется твое изображение. И потом наносишь краску и печатаешь везде: на бумаге, на ткани - где хочешь. 

Откуда к тебе пришло знание этой техники?

Просто появилась потребность создания своей линейки футболок либо толстовок. И у меня есть такое: не очень люблю зависеть от кого-то (давать на печать кому-то, быть зависимой от сроков, материалов). Я подумала, как это можно сделать самой. Сначала я пыталась сделать так: ножичками вырезала изображение. Но там не очень хорошо принт получается. А потом увидела, что можно заказать набор пробный для вот такой печати (шелкографии). Я заказала. Очень долго пыталась, не с первого раза получается все идеально. Надо ж высушить, опять сделать. Это заняло месяц, наверное, до финального хорошего изображения. Есть, куда стремиться.

Правильно я поняла, что любой принт на экземпляре одежды сделан вручную?

Так и есть. Если мы говорим сейчас об одежде, которую я делаю, - это все только вручную. Принт - все изображения сделаны только мной. А если говорить, кто сшил… У меня есть в Португалии маленькая мастерская. Не кто-то, конечно, кто на меня работает, но ребята, кто мог бы делать для меня экземпляры. Либо я все-таки заказываю, иногда бывает. Мы делали коллаборацию с девочкой из Германии, у нее есть свое производство на Бали. Я иногда могу там закупить. Они там молодцы, качество отменное: каждый экземпляр вручную - уникальный объект. Потому что, когда вручную - это уникально, правильно? 

Да, я удивлена, честно сказать.

Я такое очень люблю. Наверное, знаешь, это не нацелено на какие-то бизнесы. На данный момент мне это очень нравится делать. Я люблю, я ценю качество и уникальность каждого объекта и я хочу это дать людям. 

Странно: когда я изучала сайт, я не нашла раздела, где можно увидеть вещь (футболку/свитшот/ сумку), на которой будет принт.

У меня только 5 продуктов на сайте: он еще, так скажем, в процессе доработки-обработки. Хочется больше внести продуктов, но за этим тоже стоит работа: надо иметь свой склад, свою студию постоянно.

Как тогда происходит процесс реализации? Люди сами просят сделать толстовку/ футболку?

Не совсем. Я закупаю продукцию (не ткани, а уже экземпляры) в очень маленьком количестве. У меня есть магазины в Лиссабоне, в Балеале, и еще под Лиссабоном и в Порто, которые продают уже мои экземпляры. То есть, например, я делаю 10 одинаковых футболок: напечатала, им все отправила. Они реализуют мою линию одежды и все мои принты, открытки.

Есть ли понимание того, что стало первым элементом (продуктом) -коммерческой составляющей (чехлы для телефонов, плавники для досок или открытки)?

Когда только переехала в Португалию, у меня была доска. И меня почему-то посетила такая идея: было б интересно разрисовать, например, не доску сразу (потому что на это требуются специальные маркеры, закрепитель - надо все очень деликатно сделать), а, например, плавник. Потому что он в воде, вроде как все равно меньше повлияет на катание, если ты его разукрасишь, на твое положение на доске, нежели если ты сделаешь какой-то принт неправильно, неправильно нанесешь защиту, как-то это повлияет. 
И есть в Португалии Марлин Фин (Marlin Fins) - такой человек, который собирает пластик с океана, с берегов, его перерабатывает и делает пластиковые плавники. Я ему написала: «Если будет интересно, давайте попробуем разрисовать». Мы, значит, разрисовали, поставили на выставку в магазин. Ну, как? В магазине был специальный стеллаж, очень длинный, с моими картинами, вот с этими плавниками. Получили очень хороший отклик, все хотели купить. Все интересовались, что да как, почему это так выглядит и можно ли использовать в воде. Мы поняли, что, наверное, да, можно сделать побольше и, в общем, стали сотрудничать. Он мне давал всегда их разрисовывать. Я разрисовывала, закрепляла, ставили в магазин. Люди интересовались, потому что не только как сувенир ты можешь с собой привезти, в специальную подставочку поставить, будет напоминание об океане, прекрасных днях и каникулах, да? Но также ты всегда можешь закрепить его в доску и наслаждаться катанием. Это какой-то такой очень уникальный объект,  интересный. На самом деле, это видно. Вот мы всегда смеемся: идут два серфера, например, два красивых мальчика, и мы девочки. И мы смотрим не на мальчиков, а на их доски. Как доски выглядят, на самом деле, как эти плавники выглядят. Это, ну, такой парадокс, но так оно и есть.

                        То есть доска для серферов - это такой индикатор самовыражения?

Конечно. За досками так все следят: какой-то уголок подделать, что-то там нарисовать, поставить наклеечку. Вот как я вижу, мальчики-мужчины, особенно из Южной Америки, - они прям все такие, знаешь, очень - как наклеечку бы там наклеить либо здесь. Чтоб вот моя досочка. Они так за ней берегутся. Вот опять же шутка, что она как девушка для них, и, на самом деле, это так. Они очень бережно к этому относятся, очень бережно. 

А для девушки?

Для девушки тоже, я надеюсь, да (смеется).



Ранее мы говорили о ручной работе - вырезании ножничками изображения на мягком материале, похожем на линолеум, - это техника линогравюры. В Португалии не возникает трудностей с покупкой такого материала? Сколько линолеума в месяц уходит приблизительно на исполнение работ?

Поначалу было трудно его найти, потому что специализированных магазинов не очень много. Но через интернет все находится. Я теперь только заказываю через интернет, там все есть. Очень даже легко. 
Зависит от материала, как уходит. Потому что рулоны же продаются по размерам, например, А5, А4, А3. Уже от тебя зависит.

Бывает так, что лежит дома 3-4 рулона, и нет понимания, когда они закончатся, и не знаешь, стоит ли заказать сейчас или потом.

Так обычно и бывает, я не заказываю материал впрок, чтобы рулоны лежали. Если на меня найдет что-то, захочу выразить себя, нарисовать, то, конечно, закажу.
Я обычно заказываю их, как надо. Как надо, так и заказываю.

А бывает так, что появился порыв творческий, а работать не на чем? 

Ну, иногда бывает, но можешь какой-то эскиз нарисовать. Бывает, что ж поделаешь.

Посещает разочарование?

Нет, нет. Что ж грустить, потом будет еще время.

О сотрудничестве с мастерами, фестивалями: в одном из интервью я нашла информацию о том, что создание работы зависит от множества факторов. Есть ли у тебя особенно любимая, запоминающаяся работа?

Я помню очень хорошо случай с Австралией. Ребята, у них каждый год - там же серфинг очень развит: и лонг-борды, и шорт-борды - есть специальные даже фестивали (в Нусе, в Сиднее) - в общем, у них это очень развито, несколько раз в год проводится. И я увидела, что, например, через 3 месяца у них начинается фестиваль лонг-борда. Я им просто написала, заинтересованы ли как-то в каком-то они сотрудничестве со мной. Я могу им сделать плакат либо что-то, принт для футболок официальных с их фестиваля. Они мне сразу же ответили: «Да, нам интересно, давайте сделаем, у нас сейчас проходит тендер на официальный постер». Я им отправила два эскиза, значит, они потом выбрали. Да, получается настолько все легко и просто. И все равно есть некоторые друзья. Потом они ходили и присылали фотографии огромных билбордов с этим изображением. Ну, для меня это было просто… Это было настолько необычно. И вот это мне запомнилось, что легко, необычно, приятно, и друзья присылают фотографии. Ну, это как-то очень здорово.

По сути это была собственная инициатива участия?

Обычно так и происходит. Скажем так, пишут какие-то большие корпорации специальному артисту, если хотят с ним работать. В такой нашей серферской среде обычно ты как-то заявляешь, что у тебя есть желание поработать. И они уже говорят: «Да, у нас проводится тендер», - или - «Хорошо, мы с Вами свяжемся позже». 

Приходится действовать самостоятельно?

Да, тебе же надо как-то прокрутиться.

Все произошло интерактивно? Не пришлось лететь в Австралию?

Да, конечно, все через интернет. Почта, да, - это очень такая большая помощь. Ты можешь находиться в любой точке, но работать с людьми с другого конца Земного шара.

Приходится ли много путешествовать по миру или практически все получается решить интерактивно?

В какой-то момент я перестала резко путешествовать. Я нашла свой уголок, мне там тихо, спокойно, очень комфортно живется в нем. Вот океан за окном, и нет такой потребности сильно путешествовать. Ты насыщаешься. У тебя же вдохновение  исходит из тебя, изнутри. Когда ты в гармонии с собой, у тебя все хорошо. Когда у тебя все хорошо, тебе есть чем поделиться с людьми, у тебя есть что-то показать, да? И вот эта гармония - мне там очень хорошо, я гуляю по пляжу. Вот как-то так вдохновение приходит. Не потому что я смотрю большие города какие-то. Это, конечно, все интересно, красиво, но в моем случае это не очень работает, так скажем. 

У тебя было сотрудничество с Израилем, США, Австралией и другими странами. Ради этого сотрудничества не пришлось уезжать, все было сделано из Балеала в Португалии?

Меня несколько раз приглашали в Амстердам, у них проводятся фестивали серферские, просто не получилось выехать. А так приглашали. Но это опять же твое желание, хочется тебе туда поехать или нет. С Барселоной тоже были, но опять же я отказала.

В основном твои работы представлены в Португалии, в то же время на сайте есть ссылки на немецкие магазины, блоги. Почему сотрудничаешь с Германией, языковая база в активе?

А так сложилось, что у меня есть хорошие друзья из Германии. У них там очень интересующийся серфингом народ, тоже есть свои споты, активная молодежь. Им это так все нравится. Они также живут не только в Германии, по всему миру. И у них такое коммьюнити - очень, скажем так, любящее это, интересующееся. Они жаждут получить это в свои магазины, чтобы было в Германии.

Что подтолкнуло к сотрудничеству серф или творчество, работы?

В данном случае это сначала серфинг, а потом уже какое-то искусство.

На твоем сайте в разделе «Проекты» есть ссылка на «Surf and stay». Расскажи об этом.

Да, это книга. Женщина из Бельгии делала публикацию. Она создала свою книгу, называется «Surf and stay. Spain and Portugal». Она пропутешествовала по всей береговой линии этих двух стран и написала интересные заметки, где можно вам остановиться, где можно что посмотреть, поесть. Но не обычный туристический справочник, какой ты можешь найти в интернете, она внесла свое что-то и попросила меня сделать закладки для книжки. Попросила какие-то отправить работы, чтобы она напечатала. 
Эта женщина писала про Португалию: «Вот Балеал можете посмотреть там и там, работы можно купить там и там, вот есть такой артист». То есть она собрала в этой книжке места, где ты можешь отдохнуть, что ты можешь посмотреть, где ты можешь что купить, какие есть артисты, какие есть фотографы интересные. Да, получилась такая очень интересная работа: как творчество и, наверное, такой стиль жизни (где можно посидеть на пляже, что посмотреть, интересно можно пофотографировать в воде). 

У серферов мало фотографий, когда они катаются. Всегда нужен фотограф, особенно, если ты приезжаешь на две недели, тебе хочется запечатлеть эти моменты. И привезти какой-то сувенир, Но сувенир не просто магнитик (все у нас холодильники уже в магнитиках), что-то другое. Вот можете привезти плакат, либо можно привезти, не знаю, книжку ту же самую. И вот эта публикация такая очень интересная, потому что она к ней на самом деле шла: 5 лет целых писалась эта книжка, состоялась презентация. Очень такая душевная работа, которая оставила также отклик и во мне. Потому что я вижу, человек вложил очень много в нее, свое сердце. Вот чувствуется такое.

Есть экземпляр дома?

Да, конечно есть. Она после официальной публикации все всем разослала, с кем она сотрудничала.

В одном твоем интервью прочитала, что на бумаге рождается то, что в мыслях и на душе? Так ли это по-прежнему? Трудно ли исполнять чужие мысли и идеи, когда работаешь на заказ?

На какой-то момент я поняла, что иногда хорошо говорить «Нет». Ты это можешь себе позволить говорить. Конечно, не так «нет», но в какой-то очень деликатной форме отказаться. Такое уже было несколько раз, и в таком случае ты просто не изменяешь себе. Ты делаешь то, что тебе нравится. А когда приходит какой-то заказ, обычно я сталкиваюсь с заказами, когда у людей есть какое-то представление , что они хотят, но им надо подать какую-то идею. С такими людьми очень комфортно работать. Ты можешь предложить идею, зачастую им это нравится. Ты просто делаешь то, что ты думаешь, под их подход. Конечно, ты спрашиваешь какие-то их особенности, детали, как можно найти связь с тобой, и, в основном, проблем не бывает. 
А иногда я чувствую что «нет». Вот у меня было такое, я один раз взяла заказ, точнее, мы уже обсудили, что я хочу это делать (с Ибицей). Девушка (я уже делала ей много логотипов, у нее есть несколько бизнесов) захотела сделать еще линию одежды, связанную с Ибицей. Она прислала мне картинки. Надо было нарисовать именно Ибицу, но в моем стиле. Я сначала сказала: «Да». У меня не шло, не шло, и как-то потом я просто сказала: «Знаете, не идет сейчас, скажу Вам прямо, я не чувствую себя морально к этому готовой, не чувствую, что я могу что-то Вам дать». И все, мы так с ней поговорили, хорошо расстались, до сих пор сейчас общаемся. Хорошие отношения. Когда ты искренен не только с собой, но и с другими людьми, мне кажется, даже «нет» сказать  зачастую не проблема.

Не возникает ли сожаления спустя какое-то время впоследствии?

Никогда не жалею ни о чем.

У тебя есть сайт. И это не личный сайт, а платформа для мастеров, которые реализуют свои работы через него. 

Правильно, да, так я ее (платформу) и нашла, она мне очень понравилась.

Сама ли придумала оформление? Например, стиль курсора - это чернила? Были ли какие-то другие варианты исполнения?

Я поменяла на голубой где-то год назад. До этого у меня был белый фон с черным заполнением. У них появился новый дизайн. Мне он очень понравился, показалось, он подходит. И у меня уже было все в Инстаграме несколько в голубом. И я подумала: «Такая линия мне соответствует и характеризует мой стиль». Курсор, эта точка  такая и была, я ее не придумывала. Так цепляют какие-то моменты, и тебе кажется, что в этом ты видишь себя, и ты это просто делаешь. Стараюсь, конечно, менять, какие-то новые работы вносить, но сейчас я путешествую, мне несколько сложно держать магазин, потому что с собой каждый раз возить сток (футболки) - это несколько проблематично. Я загрузила все в магазины на несколько месяцев вперед (в Португалии, в Германии), пока на этом и держимся. Но в планах у меня найти место, все-таки завязаться с производством, свою студию организовать. То есть уже действительно делать такой хороший толчок, чтобы не пять было продуктов, а двадцать пять, например, с множеством фотографий. Чтобы люди действительно понимали, какое это качество (футболка, например, что это лен натуральный, принт сделан вручную).  Это работа, это что-то от тебя. 

Работа над сайтом самостоятельная, дизайнеры не привлекались, советоваться ни с кем не требуется?

Я так особо советов не то что не спрашиваю. Конечно, профессионалов интересно послушать. Обычно, когда ты делаешь действительно то, что тебе нравится, если это кого-то цепляет, то это просто супер. Потому что смотреть на других - это хорошее дело, но потом ты как-то начинаешь замечать: «Хм, в твоей работе что-то появляется не от тебя», - и это мне не нравится. Поэтому я стараюсь даже в социальных сетях следить за несколькими артистами, которые работают совсем в другом стиле. И нравятся они мне за их какую-то открытость, за вклад в их дело. Наверное, потому что это граничит с тем, что я делаю. Из артистов, кто работает в серф-тематике, у меня практически никого нет (в подписках).

Можешь поделиться некоторыми интересными аккаунтами?

Мне очень нравится MARYNN - французская девушка, работает в графике, рисует карандашом (обычно портреты девушек различных с эмоцией на лице), и потом она добавляет какой-то элемент акварелью. Смотрится просто супер. Она последний проект делала с Гуччи. У них же вышел новый аромат с цветами, ее стиль очень хорошо вписался.
Также мне нравится девочка Madi - она из Франции, работает в Беарице, она не то, чтобы серфингом, в основном татуировками занимается, очень у нее интересный стиль, мне она нравится.
И также Supakitch - мультидисциплинарный художник, работает со множеством разных поверхностей (бумага, дерево, бетон, резина и прочее), он делал коллаборацию даже с серф-бордами, очень интересно работает, в основном золотым цветом. 
Ребята открывают свои студии, делают что-то, мне это очень нравится. Из артистов мне за ними очень интересно наблюдать.

Следишь за трендами в моде, дизайне?

Посмотрите на меня, я что модная тут сижу? Нет, я вообще не слежу. Я, конечно, вижу, что-то появляется, могу отметить для себя. Но чтобы следить - нет. Такой привычки у меня нет. Я вообще не модный человек.

Зарегистрирован ли бренд «oh_ocean»?

Конечно. У меня бизнес оформлен только в Португалии на данный момент. Потом будем думать. Мы сейчас разговариваем в такой переломный момент. Через день это может измениться. Я говорю сейчас об этом. (Смеется).

Через какое-то время мы посмотрим…

… что вышло потом.

В какой момент ты решилась зарегистрировать бренд? Как это произошло?

Понимаете, что нелегально я не работаю. То есть я работаю с заказчиками, которым нужен мой чек о том, что я выполнила работу, они мне заплатили деньги. Это обычная экономика. Мне нужно мое (ИП, наверное, в России у вас) предприятие, о котором я могу сказать: «Да, у меня все зарегистрировано, я вам даю такой-то чек, вы мне пересылаете деньги».

То есть творчество привело к необходимости регистрации бренда?

Когда я начала делать какие-то продажи, в какой-то момент я поняла, что это надо. Магазины спрашивают у меня фактуры. Когда они мне выплачивают деньги, им надо подтверждение, что они выплатили. Без этого никак нельзя работать. То есть это нормально. Так и должно быть на самом деле.

Считаешь ли ты себя популярной?

Конечно же, нет.

Пришлось ли приложить много усилий, трудиться для того, чтобы сейчас все было на том уровне, на котором оно есть?

Конечно. Так я и сейчас это все делаю. Это не то, что какая-то точка невозврата: пришел такой, и все, сидишь и сложил ручки, вот как я сейчас сижу. Нет, конечно. Это всегда какое-то совершенствование, что-то ты делаешь. Ты на это вообще не очень обращаешь внимание. Ты видишь, что есть какой-то результат, тебе хорошо, и ты продолжаешь творить. Ты же не думаешь как-то о какой-то коммерческой составляющей, нет. Просто продолжаешь так же работать, что-то искать, ты даже в себе открываешь что-то новое, интересное, ты сам растешь. Ты делаешь какие-то курсы. Я вот прохожу через youtube (у них есть очень интересная платформа «TheFuture», из Лос-Анджелеса, по моему, ребята). Если Вы сессию посмотрите - очень крутая. Они говорят на английском, очень понятном. Очень они здоровские, очень. Более ценной информации я нигде не получала: по брендингу, как себя презентовать, как говорить с клиентом, как делать цену, как говорить, почему это стоит не 10 рублей, а, например, десять тысяч рублей, как себя чувствовать комфортно. И даже советы по жизни, наверное. Мы же все так с людьми общаемся, правильно? 
Очень хорошая платформа, я ее всем советую. Каждый раз смотрю, и очень помогает. Очень помогает даже в уверенности, наверное, в себе.

Я когда сюда шла, я почему-то представила себе, что у тебя нет стандартного офиса с макетами работ, компьютером, принтами. Что ты дома предоставлена сама себе. В связи с чем вопрос: Как удается себя организовать? Не наскучивает ли каждый день быть в свободном графике? Бывает ли так, что возникает желание остаться дома, смотреть фильмы, отдыхать, где-то гулять, ничего не делать? 

Ты представила, как я живу, - это правильно. Так и было, на самом деле. По поводу того, как организовать… Каждый день вот как он есть. Особо нет никакого плана. У меня есть, конечно же, расписание: когда мне надо сходить в магазин, когда напечатать что-то -  такое бывает. В остальном во всем я предоставлена сама себе. Вот мне сейчас захотелось, я посмотрела, волны хорошие - пошла, покаталась, нехорошие - пошла, приготовила что-то покушать. Еще хорошее - мы поехали просто посмотреть закат. Вот как-то, живя такой жизнью, очень быстро привыкаешь к свободе и ценишь такой комфорт.

Вносит такой ритм жизни диссонанс в рабочий настрой?

Дискофморт в работу это не вносит, потому что, если мне надо поработать, я могу встать и ночью поработать. Ты просто знаешь, что тебе это надо, тебе этого хочется, и вообще без разницы, сколько времени на часах.

Все происходит естественно и без какого-либо строгого расписания?

Правильное слово «естественно», я вот его забыла. Все происходит естественно. 

Есть ли обязательные правила, жизненные принципы, которым ты следуешь, и считаешь, что нужно их соблюдать, чтобы быть в форме или не изменять себе?

В какой-то момент я поняла, что просто надо делать, что ты чувствуешь. Всегда разговаривать со своим телом, что у тебя внутри происходит. Потому что мы очень умные создания, как храм. И доверять только себе. Как ты чувствуешь, так оно зачастую и есть. Прислушиваться к себе, своей интуиции, развивать такие навыки и тогда, мне кажется, ты будешь жить хорошо, комфортно, независимо от того, что ты делаешь, чем занимаешься, где ты находишься.

Заговорили о теле, и я вспомнила, как где-то прочитала, что помимо серфинга и творчества есть йога в твоей жизни. Правильно? 

Да, правильно.

Какое соотношение функционала в жизни: художник / серфер / йога /иное , чтобы быть в балансе?

Я как-то в Инстаграме размещала в истории картинку. Я нарисовала с утра: у меня здесь был серф, здесь была йога, а здесь был ART написан на английском. И я такие нарисовала стрелочки. Ты знаешь, я делала проект с reducereсycle (переработкой). У них же такой значок, как рисуют в переработке. И мне показалось, что это очень интересно смотрится, когда серфинг есть, йога, когда есть какое-то искусство. 

Такой очень хороший баланс. Вообще для серфинга йога хороший спорт. Специальные мышцы ты расслабляешь, где-то тянешь. Хорошая у тебя нагрузка на плечи, ты можешь как-то в йоге все подкорректировать, с твоей осанкой, с каким-то напряжением здесь, в пояснице. Это очень помогает.

И потом как-то меня это втянуло. Я сейчас практикую сама по себе. В йоге я ничего не знаю, не знаю правильного названия позиций, в такой составляющей теоретической. Я более менее знаю, как все это надо делать. Мой молодой человек - физиотерапевт, и также он делает Шиацу-массаж (китайская медицина) - это давление на точки, где у тебя сходится энергия. Он мне какую-то тоже базу дает всегда, и я практикую сама.

Сейчас еду в Индию для того, чтобы пройти йога-курс. Но не для того, чтобы преподавать, а для того, чтобы как-то наполнить себя изнутри больше. А потом посмотрим. С сертификатом всегда хорошо жить, когда он у тебя есть. Потом посмотрим, как мы его применим в жизни.

В Индии курс будет в Индоре (это возле Мумбая и Нью-Дели, если линию провести примерно посередине материка). Вот 29-го лечу. Вообще я там буду 2 месяца, но сам курс будет проходить месяц, а до этого месяц там у меня проект. Я буду работать: дизайн сделать, разрисовать стену. Плюс, конечно, там буду йогу также практиковать.


Проект пришел сам, или снова инициатива помогла?

Это моя была инициатива. Я им предложила, если интересно, какой-то обмен с учетом моих навыков. Я заинтересована в их курсе, в получении знаний, которые они имеют. Если они заинтересованы во мне. Они мне ответили: «Да, мы заинтересованы, мы можем предоставить скидку хорошую в 50% на курс, но при этом Вы нам делаете какие-то работы, Вы у нас живете, мы вас кормим, Вы делаете йогу до этого, когда делаете работу. А потом проходите этот курс». И я говорю: «Отлично, мне это подходит, лечу к вам».

Йога уже 2 года на постоянной основе. До этого какие-то были пробования, что-то несерьезно.

Небольшое отступление о спорте, о сефринге. Где это случилось впервые? И сразу ли ты поняла - что серф - это твое?

Первый раз не было никакой любви. Это было, как обычные каникулы, попробовать, ничего особенного, на пенке катаешься. Так, чтобы полюбить, это, наверное, надо действительно полюбить спорт изнутри и всю эту атмосферу. А так ты все захлебываешься, сваливаешься с доски. Как-то так. Но в любом случае ты в воде, тебе комфортно. Это очень хорошая среда даже так, поплескаться. 

Когда первый раз я встала на доску (это был первый день занятий моих, первый урок, и я сразу же встала), мне, помню, инструктор сказал: «Я тебя не люблю, не подходи больше ко мне, мне для этого требовалось несколько лет, чтобы так сделать». И после недели катания инструктор сказал (там они очень чувствительные ребята, все португальцы. Они могут поговорить о своих чувствах очень открыто. И когда они видят, наверное, что-то такое схожее с ними, они напрямую тебе это говорят). И, значит, он мне сказал: «Лена, говорю тебе это серьезно, будь аккуратнее, серфинг может изменить твою жизнь». Но на тот момент я, конечно, это так: «Ха-ха-ха, интересная фраза, все уикенды Вы это говорите каждому туристу, давайте-давайте». А на самом деле так и получилось. И причем «осторожно» это тоже было сказано правильно. Путь нелегкий, кататься у нас в России негде, то есть надо везде ездить. Ну, такой образ жизни тоже на тот момент отличался от моего как небо и земля. Но как-то все сложилось. Так что, девочки, осторожно, он может изменить вашу жизнь, да.

И напоследок расскажи, пожалуйста, о планах на ближайшее время и глобально. Задумываешься ли ты о будущем?

После йоги я еду на Бали, тоже есть один проект, когда я его завершу, не знаю. Попробую покататься, посмотреть, как и что. Возможно, найти каких-то производителей, у меня есть такие планы по поводу одежды опять же. Потом Филиппины. На Филиппинах посмотрим, как ситуация. У них вроде сейчас серфинг на подъеме. Это интересное место для начала бизнеса, какого-то такого чего-то своего. А так вообще мечтаю о своей студии. Такие планы. Не знаю, где, не знаю, как. Но своя студия. Я уже вижу ее белые стены, белые шторочки, развевающиеся от ветра. Какое-то пространство, где я живу, например, на втором этаже, а на первом у меня студия. Это мне очень интересно, я это хочу, такой образ жизни спокойный, размеренный где-то в деревне, но есть контакты в больших городах. Мне очень комфортно и хорошо так жить, с природой вместе.


Если я хочу купить футболку / кофту, что я должна для этого сделать?

На сайте можно заказать, на сайте только одна футболка. Либо написать в Инстаграмм (там в highlights есть интересные истории, в них есть одежда, которая у меня уже была произведена), либо купить в магазинах Португалии. Пожалуйста, приезжайте, катайтесь, покупайте.






15 сентября 2018

Популярные сообщения